© 2014-2020 Фонд поддержки музыкального образования»
Спектакль «Неизвестный друг»
Когда Ивану Бунину было чуть более тридцати, он получил из Ирландии письмо от русской женщины: «Как видите, живу я далеко, далеко от вас, на самых западных пределах Европы и разделяют нас не только горы и реки, земли и моря, но вся наша прожитая жизнь, наша обстановка, наши вкусы и привычки; тем не менее слова, которые ваша рука набросала на листе бумаги, долетели до меня и запали мне в душу… Если не ошиблась, то вы мне ответите…». Писатель ответил — невероятная и печальная переписка без единой встречи продлилась три года.
«Вот вдруг исчезает пространство, время, разность судеб и положений, и Ваши мысли и чувства становятся моими, нашими общими. Поистине только одна, единая есть душа в мире»
«Неизвестный друг»
Иван Бунин
Пройдет почти четверть века, и Бунин превратит романтическую и очень личную историю в рассказ «Неизвестный друг». В художественной интерпретации писателя повествование станет трагичнее, ведь лирическая героиня не получит ни одного ответа. Это произведение было завершено на чужбине, и оттого, должно быть, пронизано щемящим ощущением утраты, памятью сердца, в глубине которого с новой силой вспыхивают переживания давних лет.

Один из самых коротких рассказов Бунина о сильных чувствах стал полуторачасовым спектаклем-монологом: под звуки рояля прозрачный и уникальный язык писателя переносит зрителя в маленький мир всеобъемлющего одиночества женщины. На краю земли, в Ирландии, на рубеже столетий, вдали от родины и наедине со своими чувствами к писателю, гению, кумиру мы видим жену, мать четверых детей, мятущуюся и опустошенную душу.

Героиня в исполнении Ксении Раппопорт не просто читает 14 писем к незнакомцу — она исповедуется в них писателю и, вместе с ним, зрителю. Отрывки из произведений Петра Чайковского, Сергея Рахманинова, Клода Дебюсси, Антона Батагова и Павла Карманова в исполнении виртуозной пианистки Полины Осетинской дополняют и раскрывают трепетный, трагический мотив переживаний героини. Героиня говорит, что ее дочь берет уроки фортепиано, и музыка постоянно звучит за стеной — но не просто фоном, а как тайное послание. Так же и слова писем богаче и глубже раскрывают свои смыслы с каждой нотой.
«Музыка и текст в этом спектакле неразрывно связаны друг с другом»
Полина Осетинская
Пианистка
«Неизвестный друг» создан Иваном Буниным на основе реальной истории, но настоящую жизненную остроту эти строки приобретают именно в исполнении Ксении Раппопорт под аккомпанемент Полины Осетинской.
«Можно сказать, что эта история в хорошем смысле декаданс. В ней нет никаких спецэффектов — только рояль и слово. Это своеобразное возвращение в давно ушедшую эпоху, когда еще не было интернета, социальных сетей и смартфонов»
Вячеслав Зильберборд
Режиссером речевого образа и автором драматургии спектакля выступил Валерий Галендеев — лауреат множества российских и международных премий, легендарный педагог по сценической речи и соавтор постановок Льва Додина.

Костюмы для спектакля создавались Алиной Герман — талантливым художником по костюмам, дизайнером, отмеченным значительными премиями в области моды. Художником по свету стал театральный художник Глеб Фильштинский, участвовавший в создании спектаклей ведущих российских и мировых театров, в том числе Александринки, Большого, Оперы Гарнье и Метрополитен.

Премьера «Неизвестного друга» прошла в 2016 году. Спектакль регулярно идет в Малом зале Санкт-Петербургской академической Филармонии и Московском Международном Доме Музыки. Состоялись гастроли в Израиле, США (в том числе, в знаменитом Карнеги-холле), Швейцарии, Великобритании, на Кипре. Прошло более 50 показов, спектакль увидели почти 35 тысяч зрителей.
«Четырнадцать писем неизвестной и безымянной женщины безымянному „знаменитому“ литератору. Из этой истории режиссер-постановщик Валерий Галендеев вместе с Ксенией Раппопорт и Полиной Осетинской сделали полуторачасовой шедевр, бриллиант тончайшей работы, изысканный и безупречный. Две ослепительно красивые и чувственные, аристократичные и умные, обворожительные и безупречно элегантные, с изящным, ненавязчивым намеком на эпоху одетые, женщины присутствуют на сцене одновременно. Между ними явственно ощущается родство душ, отношения к жизни, схожесть судеб… История любви, оставшаяся без отклика, от ее робкого начала до почти трагедийного финала, сыгранная с виртуозным мастерством и подлинным чувством, так понятна каждому, хоть однажды любившему, что катарсис неизбежен. И если вы любите театр, то идите и смотрите»
Н.В. Кондрушенко о спектакле
«Этот спектакль не может оставить зрителя равнодушным, в какой-то момент из наблюдателя ты невольно превращаешься в участника проживаемых актёрами событий. После спектакля хочется помолчать, оставшись наедине со своими чувствами. Однажды посмотрев этот спектакль, по прошествии некоторого времени хочется вновь встретиться с Неизвестным другом»
Из отзыва Алексея Магалифа

Один из первых плакатов спектакля был создан самобытным российским дизайнером и художником-графиком, лауреатом множества престижных премий Игорем Гуровичем, в наибольшей степени известным своими плакатными работами.
Made on
Tilda